Чего НЕ следует делать, если вы попали в ДТП и хотите получить страховое возмещение

                В данной статье будут рассмотрены действия, которые НЕ следует предпринимать если вы хотите получить страховую выплату на законных основаниях и в полном объеме. Данные советы являются субъективным мнением автора, на истину не претендуют. 

               С учетом изменений Законодательства для получения страховой выплаты (страхового возмещения в виде ремонта) необязательно сразу делать независимую экспертизу и обращаться к юристу. В девяноста процентах случаев, если оба участника ДТП или хотя-бы виновник имеют действующий страховой полис, то вопрос решается достаточно легко, без каких-либо затрат со стороны потерпевшего, достаточно уделить немного времени изучению информации в интернете, чтобы обезопасить себя от ошибок.

                   1.Не стоит поддаваться на уговоры «аварийных комиссаров» (если таковые появились на месте ДТП) о проведении «экспресс-оценки», переуступке права требования и тому подобного, у вас будет достаточно времени, чтобы самостоятельно во всем разобраться и получить максимум того, что вам причитается по закону. К чему может привести «переуступка» достаточно подробно и интересно рассказано в теме «Сотни пострадавших от неправомерных действий псевдоавтоюристов-мошенников» на Дроме, описывается схема изначально мошенническая, причем просто огромных масштабов. 

                  Что такое договор переуступки (юридическим языком, договор цессии)? Цессия – это уступка прав требования долга посреднику (компании или частным автоюристам). Заключив договор цессии по ОСАГО можно не заниматься сбором и подачей документов в страховую компанию, а также судебными спорами в случае отказа в выплате. В большинстве случаев при заключении договора цессии цедент (тот, кто уступает право) получит 20-30% от той суммы, которую рассчитывает получить цессионарий (тот, кто выкупает), при этом, в последующем цедент рискует получить «подарок» в виде взыскания подоходного налога с суммы отсуженной цессионарием, либо заплатить за цессионария судебные издержки в случае неудачных судов.

                Например, потерпевший после ДТП делает «экспресс-оценку», за повреждения ему предлагают 30 000 руб., он подписывает договор цессии, получает деньги, делает ремонт автомобиля и забывает о происшествии.  Цессионарий полгода-год судится, взыскивает со страховой компании 80 000 руб. в счет возмещения ущерба и 80 000 руб. в виде штрафа и неустойки. С суммы 80 000 (штраф и неустойка) необходимо заплатить подоходный налог 13% (10 400 руб.), поскольку это является доходом, и вероятнее всего эти деньги взыщут с потерпевшего. Пример подобной схемы в Хабаровске.  

                   2.Не следует уклоняться от предоставления автомобиля на осмотр, это чревато отказом как в выплате, так и в ремонте. Как разъяснено в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", при наступлении страхового случая потерпевший обязан не только уведомить страховщика о его наступлении в сроки, установленные Правилами, но и направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные Правилами (п. 3 ст. 11 Закона об ОСАГО), а также представить на осмотр поврежденное в результате дорожно-транспортного происшествия транспортное средство и/или иное поврежденное имущество (п. 10 ст. 12 Закона об ОСАГО).

                      Некоторые потерпевшие по совету юристов всячески уклоняются от обязанности предоставления автомобиля на осмотр с тем чтобы, во-первых, потянуть время для обращения в суд и взыскания неустойки, во-вторых, насчитать больший размер ущерба в «своей» экспертизе. Если суд установит, что обязанность по организации осмотра и независимой экспертизы была исполнена страховщиком в полном объеме, а потерпевший уклонился от процедуры, в иске будет отказано полностью.        ПРИМЕР 1.           ПРИМЕР 2.

               3.Не следует уклоняться от предоставления автомобиля на ремонт, если страховая компания выдала направление. Согласно действующего законодательства, ремонт для легковых автомобилей является безальтернативным способом возмещения, основания для замены ремонта денежной выплатой исчерпывающе перечислены в п.16.1 ст.12 Закона «Об ОСАГО». Таких оснований, как несогласие с объемом ремонта, стоимостью ремонта, наименованием автосервиса и прочими причинами, там не содержится.

              Пример отказа в иске для уклоняющегося от предоставления автомобиля на ремонт. В данном случае истец был не согласен с объемом ремонта, определенным страховой компанией, поэтому решил уклониться от предоставления автомобиля в автосервис. Характерна формулировка суда - требование истца о понуждении принять автомобиль на ремонт не подлежат удовлетворению, поскольку ответчик – САО «ВСК» обязано выдать направление на ремонт, а не принимать автомобиль. Приняв заявление о страховом случае, организовав ремонт автомобиля и выдав направление на ремонт, ответчик в полном объеме выполнил свои обязательства, предусмотренные Законом об ОСАГО.

               4.Общие советы, чего НЕ следует делать. Не следует сразу после ДТП бросаться на поиски юристов и экспертов. Достаточно для начала обратиться в страховую компанию и дождаться решения. Следующей инстанцией после страховой компании является финансовый уполномоченный. Именно к нему необходимо обратиться если страховая компания недоплатила, отказала в выплате, в ремонте и т.д. Финансовый уполномоченный наделен властью запросить в страховой компании все документы и материалы по вашему страховому случаю, самостоятельно провести автотехническую экспертизу и взыскать со страховой компании в вашу пользу страховую выплату.

                Помните, что в случае, если вы до обращения к финансовому уполномоченному проведете и оплатите экспертизу, оплатите услуги юриста, в случае удовлетворения ваших требований потраченные деньги вам возмещены не будут, поскольку ФУ сам проводит экспертизы, а обращения к нему не требуют специальных юридических познаний!

                Не следует ремонтировать или продавать автомобиль до полного решения вопроса, если уже начались судебные тяжбы со страховой компанией. В гражданском процессе каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Поскольку объектом спора являются повреждения автомобиля, то лучше, чтобы он был в наличии и в любой момент мог быть предъявлен суду.

                Главное всегда помнить, что «кроилово ведет к попадалову». Законодательство и законоприменение по ОСАГО все время меняется, причем меняется в основном в пользу страховых компаний, время сверхприбылей уходит. Погнавшись за обещаниями либо за мечтами хорошо обогатиться можно остаться совсем ни с чем. Действуя строго по Закону вы сохраните свои деньги, нервы и время.