Необходимость фотофиксации места ДТП.

         Неважно, оформляете вы европротокол, или вызываете сотрудников ГИБДД, фото-видеофиксация места происшествия может сыграть решающую роль в будущих судебных разбирательствах.

Фотографировать нужно как конечное положение транспортных средств, так и общую обстановку на месте ДТП - осыпь осколков и грязи, тормозные следы, следы скольжения/волочения, наличие разметки, знаков и т.д.

Данные действия подробно разъяснены в "Методических рекомендациях по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции" (утв. постановлением Президиума РСА от 15.02.2012) (ред. от 17.12.2020).

                   Во-первых, при страховой выплате по ОСАГО страховые компании в обязательном порядке проводят экспертизу по установлению стоимости восстановительного ремонта. На разрешение эксперта ставятся вопросы о наличии/характере повреждений, а также о возможности отнесения зафиксированных повреждений к заявленным обстоятельствам ДТП, все экспертные исследования основываются на материалах ДТП - схеме ДТП, объяснениях участников. Поскольку в настоящее время подавляющее большинство мелких/средних ДТП оформляется без вызова сотрудников ГИБДД, схемы ДТП на экспертизу попадают в подобном виде:

Scan_20211006_162737.jpg
5_edited.jpg

 Абсолютно естественно, что никакого объективного исследования механизма ДТП по такой схеме провести невозможно - каждый эксперт может интерпретировать такую схему так, как ему захочется.  Как правило, на основании таких схем эксперты страховых компаний и финансового уполномоченного приходят к выводу о несоответствии повреждений заявленным обстоятельствам ДТП и потерпевший вынужден обращаться в суд и при помощи судебной экспертизы доказывать свою правоту. 

              Во-вторых, даже если виновник ДТП на месте столкновения признавал свою вину, каялся и готов был подписать все что угодно,  он не лишен права изменить свою точку зрения в любой момент и попытаться оспорить свою виновность. Для этого ему не обязательно отменять составленный в отношении него административный материал, он может в пределах срока исковой давности обратиться в суд общей юрисдикции, привести десять "свидетелей" своей невиновности, изменить первоначальные объяснения и потребовать экспертизы обстоятельств ДТП. За то время, что пройдет между событием ДТП и судебными тяжбами может измениться дорожная разметка, дислокация дорожных знаков, ширина проезжей части - как видно на вышепредставленных "схемах" никакой конкретной информации не содержится.

              Самый простой и наиболее часто встречающийся пример - когда ИДПС ГИБДД составляет в отношении виновника ДТП постановление за нарушение п.10.1 ПДД РФ и прекращает дело в связи с отсутствием состава административного правонарушения (поскольку КоАП не предусматривает ответственности за данное нарушение). Потерпевший, уверенный в собственной правоте, обращается в страховую компанию за выплатой. Тем временем виновник ДТП идет в суд и спокойно отменяет постановление ИДПС ГИБДД по формальным основаниям, поскольку возможность решения вопроса о виновности лица в нарушении Правил дорожного движения при прекращении производства по делу, нормами КоАП РФ не предусмотрена, а потом также обращается в страховую компанию за возмещением. Таким образом, поскольку вина в ДТП не установлена (постановление в отношении виновника отменено), участникам ДТП положена выплата в размере по 50% от суммы ущерба - дело переходит в суд, и назначение судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП практически неизбежно.

              В-третьих, повреждения транспортных средств первично фиксируются сотрудником ГИБДД в материалах ДТП - приложении к схеме ДТП, определениях, постановлениях. Как правило, сотрудник ГИБДД указывает повреждения со слов участников ДТП, он в принципе может не осматривать автомобили - действующий административный регламент данную процедуру (указание повреждений) никак не регламентирует. Повреждения могут быть скрытыми, либо не очевидными (повреждения ходовой части, мелкие царапины ЛКП, сколы пластика и т.д.). В связи с этим часть повреждений может быть не внесена в первичные документы, соответственно, при последующем оформлении страхового случая данные повреждения могут быть не учтены при расчете страховой выплаты. Если раньше (до 2017 года) можно было по заявлению в ГИБДД дописать повреждения в материалы ДТП, то в настоящее время такая возможность исключена.

              В-четвертых, если вы являетесь виновником ДТП, с виной согласны, имеется страховка, повреждения автомобиля виновника незначительные, а ваш автомобиль вообще не поврежден, вам есть о чем беспокоиться. Денежная выплата в рамках договора ОСАГО производится с учетом эксплуатационного износа деталей. Это означает следующее.

Стоимость восстановительного ремонта состоит из: стоимость деталей + стоимость работ + стоимость материалов. В соответствии с действующим законодательством об ОСАГО на детали начисляется износ в размере до 50% стоимости этих деталей (износ рассчитывается исходя из возраста и пробега автомобиля). Таким образом, при расчете стоимости восстановительного ремонта получаются две суммы - с учетом износа деталей и без учета износа. Сумму без учета износа страховая компания платит автосервису при направлении автомобиля на ремонт (поскольку законом предусмотрен ремонт с использованием только новых деталей), выплата потерпевшему производится только с учетом износа деталей.

             После принятия "Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2017г. N 6-П "по делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации" стало возможным взыскать разницу в виде износа непосредственно с причинителя вреда. Например: стоимость деталей на "NISSAN AD" 2010 года (передний бампер, переднее левое крыло,передняя левая дверь, левое наружное зеркало, левая фара) согласно ценам справочника РСА на дату ДТП без учета износа составляет: 46 600 + 12 300 + 52 300 + 32 000 + 9 400 = 152 600. С учетом износа 50%:152 600*0,5 = 76 300 - вот эту сумму износа может с вас в судебном порядке взыскать потерпевший в ДТП. В настоящее время таких исков в судах огромное количество и судебная практика в пользу потерпевших.

           Естественно, что этим зачастую пользуются различные предприимчивые граждане, которые бьют свои машины по 5-10 раз в год, ремонтируют их только для вида, чтобы скрыть ранее имевшиеся повреждения и сознательно "подставляются", чтобы в последующем получить компенсацию, суммы компенсаций бывают просто огромными.              

              Таким образом, проведенная на месте ДТП фото-видеофиксация может значительно упростить вам жизнь и уберечь от материальных расходов. При разбирательстве весь имеющийся фото-видеоматериал приобщается к материалам гражданского дела, соответственно, как судебный эксперт при производстве экспертизы, так и судья при вынесении решения обязан будет дать оценку этому материалу, принять во внимание зафиксированные факты и обстоятельства.